Бородина Ксения Андреевна,

педагог-психолог МБОУ ДОД ЦТР и ГО

Мысковского городского округа

Описание опыта коррекционно-развивающей работы с использованием элементов песочной терапии

Свою профессиональную деятельность осуществляю с 2009 года, работаю в Психолого-педагогической медико-социальной службе (ППМС служба), которая является структурным подразделением  Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра творческого развития и гуманитарного образования им. Геннадия Неунывахина.

Основные направления деятельности:

1. Психологическое консультирование педагогов, родителей.

2. Психологическое развитие и коррекция эмоционально-волевой, познавательной сфер детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

3. Психологическая диагностика познавательной, эмоционально-волевой сфер детей.

4. Психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам дошкольной педагогики и психологии.

5. Психологическая профилактика нарушений в поведении и развитии детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

6. Самообразование.

За период 2009-2015 уч. г.г. осуществляла следующие виды деятельности.

В период 2009-2011 уч. г.г. являлась руководителем городского подросткового добровольческого отряда «Лицей».Организовывала деятельность отряда в следующих направлениях: пропаганда здорового образа жизни, физической активности; профилактика употребления ПАВ среди учащихся школ города; сохранение экологической обстановки в городе; реализация социально значимых проектов.

Осуществляла коррекционно-развивающую работу с детьми-инвалидами, направленную на развитие высших психических функций, в рамках деятельности творческого объединения «Мир равных возможностей». Использовала следующие методы работы: коррекционно-развивающие игры и упражнения; творческие игры и задания; беседы с детьми; психогимнастические этюды; релаксационные паузы и моменты; лепка (глина, солёное тесто, пластилин); элементы изотерапии (рисование красками: акварель, гуашь, монотипия, свободный стиль).

Цель комплекс акоррекционно-развивающих занятий с детьми-инвалидами – оказание помощи в адаптации и социализации детей в образовательной среде, оптимизации их познавательной деятельности за счет развития психических процессов.

На основании запросов родителей проводила диагностику уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. По результатам диагностики составляла индивидуальные диагностические карты, проводила консультации для родителей и педагогов по темам: «Оказание помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду и школе», «Гиперактивный ребёнок в школе и дома», «Особенности развития правополушарных детей», «Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте»; «Развитие произвольной сферы дошкольников и младших школьников», «Подготовка детей к обучению в школе».

Осуществляла диагностику психофизиологического состояния детей и педагогов образовательных организаций города с использованием программно-технического комплекса ORTOEXPERT. Обследовано 200 детей младшего школьного возраста, 100 педагогов. Педагоги, дети и родители, участвующие в обследовании получили рекомендации по улучшению и оптимизации функционального состояния организма, улучшению адаптационных ресурсов.

В период 2013-2015 уч. г.г. осуществляла следующую работу. Разработала программу по развитию эмоционально-волевой сферы детей группы риска «Мир моих эмоций» и реализовала её с воспитанниками детского дома. У 50 % воспитанников детского дама младшего школьного возраста были отмечены положительные изменения в поведении. Дети научились адекватно выражать свои эмоции, освоили навыки саморегуляции эмоционального состояния, поведения.

Проводила индивидуальные консультации с родителями, испытывающими трудности в воспитании детей с целью коррекции детско-родительских отношений.

Осуществляла диагностические обследования по запросам органов опеки и попечительства, органов судебного производства на предмет определения места жительства ребенка, его психологического состояния, выявления личностных особенностей, фактов жестокого обращения.

По запросу КДН и ЗП осуществляла индивидуальную и групповую коррекционную работу с подростками группы риска в форме тренингов,направленных на формирование представлений об этике и психологии семейных отношений: «Я семьЯ».

Реализовывала примирительные программы с детьми младшего школьного возраста и их родителями в рамках работы муниципальной координационной службы примирения. В процессе реализации примирительных программ были разрешены 2 конфликтные ситуации, заключены 2 примирительных договора с детьми 9-10 лет.

2014-2015 уч. г. обобщала и представляла свой опыт работы на муниципальном методическом объединении школьных педагогов-психологов: развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста; развитие эмоциональной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста; использование методов арт-терапии в коррекционной работе с дошкольниками; песочная терапия как средство коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников.

В течение 2014-2015 уч. года участвовала в конкурсах педагогических талантов: Всероссийский дистанционный конкурс «Мой лучший открытый урок». Тема: «Волшебный мир песка» (победитель); Всероссийский дистанционный конкурс «В гости к песочному человечку»(2 место); VII Международный конкурс «Ты гений», конкурсная работа «Сказка на песке» (1 место).

В 2014-2015 уч. г.участвовала в проведении мониторинга наркоситуации в образовательной среде города. Анализировала информацию, полученную от 9 образовательных учреждений Мысковского городского округа (5 (55%) средних школ, 4 (45%) основных школ).

Принимала участи в ярмарке профессиональных вакансий, проводила экспресс-диагностику по профориентации, по результатам которой  проводила беседы с учащимися, оформляла заключения с индивидуальными рекомендациями.

Вместе с тем выступала на родительских собраниях ОО города по теме «Развитие стрессоустойчивости в период подготовки и сдачи ЕГЭ и ГИА».

На данном этапе работы одним из приоритетных видов своей профессиональной деятельности считаю коррекционно-развивающую работу с детьми дошкольного возраста с элементами песочной терапии, которая используется мною второй год.

В моей практике за психологической помощью обращаются родители детей дошкольного возраста имеющих нарушения эмоционального развития. Негативные эмоции, которые испытывает ребёнок в течение длительного времени, накладывают отпечаток на его опыт и отрицательно влияют на ход дальнейшего развития. Коррекционно-развивающие занятия с использованием элементов песочной терапии помогают справиться с нарушениями эмоциональной сферы детей, способствуют преодолению тревожности, страхов, развивают тактильную чувствительность, воображение, коммуникативные навыки.

Во время проведения занятий использую простые упражнения, которые основываются на таких особенностях детей дошкольного как: эмоциональность, впечатлительность, преобладание игровых интересов.В коррекционно-развивающей работе применяю комплекс упражнений и игр с мокрым и сухим песком, техники с погружением рук в песок и работы на его поверхности.

Коррекционно-развивающая работа с песком делится на несколько этапов.

1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

2. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Во время проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов песочной терапии применяются следующие формы работы с детьми:

1. Сюжетные игры – «Строители», «Волшебники» и др.

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения – «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке сказку и сопровождаем рассказом.

7. Рисование песком –рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – строительство замков из песка.

Все игры и упражнения объединяются общим сказочно-игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране».

Таким образом, систематические занятия с использованием игр и упражнений с песком способствуют развитию тактильных ощущений, восприятия, произвольного внимания, памяти. Анализируя свои ощущения, дети получают опыт рефлексии. Игры с песком способствуют снятию напряжения, возбуждения, тревоги, гармонизируют эмоциональную сферу. Совместные игры в песочнице способствуют развитию коммуникативных навыков, умения ориентироваться на сверстника, договариваться, конструктивно общаться.

На основании моих наблюдений, наблюдений родителей из 30 дошкольников прошедших коррекционно-развивающие занятия, с использованием элементов песочной терапии у 18 (60 %) были отмечены положительные изменения в эмоциональном состоянии, снизился уровень тревожности, страхов, агрессии, дети научились договариваться, уступать, играть вместе.

 Зав. структурным подразделением ППМС службы         Демиденко Н. Н.

 Педагог-психолог     Бородина К. А.

Скачать
Описание_опыта_работы.pdf
Adobe Acrobat документ 206.4 KB