Описание опыта работы педагога-психолога Пикаревской А.И. в психолого-педагогической медико-социальной службе МБОО ДО ЦТР и ГО.

 

Я работаю педагогом-психологом с 2012 года в службе психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (СППМСП) МБОО ДО ЦТР и ГО. Имею высшее психологическое образование с присвоенной квалификацией «Психолог. Преподаватель психологии».

Целью моей работы является способствовать развитию и обучению ребенка через оказание помощи родителям; способствовать улучшению личностных качеств и познавательных процессов ребенка через коррекционно-развивающие занятия.

Особенностью моей деятельности в СППМСП является работа с учащимися всех образовательных организаций города и их родителями.

Основными направлениями моей деятельности являются:

- психологическое просвещение родителей и педагогов;

- психологическая профилактика нарушений в поведении и развитии детей младшего и школьного возраста и подростков;

- психологическое консультирование педагогов и родителей;

- психологическая диагностика познавательной, мотивационной сфер, внутрисемейный отношений;

- психологическая развитие и коррекция познавательной сфер детей младшего школьного возраста;

- организационно-методическая работа и самообразование;

- профориентационное консультирование и диагностика.

Детям подросткового и младшего юношеского возраста (9-11 классы) оказываю консультативную и диагностическую помощь в профессиональной ориентации согласно интересам и склонностям детей. Это обусловлено тем, что дети плохо ориентируются в своих способностях, возможностях (физических, интеллектуальных, личностных), на рынке труда и зарплат, предъявляют завышенные ожидания к будущей карьере. Таким образом, в данной работе с детьми приходишь к снижению ошибочного выбора профессии подростком.

Одним из направлений моей деятельности являлась работа с подростковым добровольческим отрядом «Лицей». За 2014-2015 гг., 2015-2016 гг., 2016-2017 гг. принимала участие в проведении акций с ПДО «Лицей», таких как «Стоп-наркотик!», «Помню и горжусь!», «Чистый город – чистый двор», «Живи, родник», «Георгиевская ленточка», «Белые журавлики». 23-24 сентября 2015 года приняла участие в XI областном слете волонтерских команд образовательных организаций Кемеровской области. Организовывала деятельность отряда в следующих направлениях: пропаганда здорового образа жизни, физической активности; профилактика употребления ПАВ среди учащихся школ города; сохранение экологической обстановки в городе; патриотическое воспитание.

По запросу Департамента науки и образования Кемеровской области принимаю участие в проведении мониторинга наркоситуации в образовательных организациях города. В рамках данной деятельности происходит курирование работы специалистов в школах по проведению мониторинга наркоситуации. Целью мониторинга является оценка эффективности организации работы по профилактике употребления ПАВ и совершенствование системы профилактики.

Помимо этого в моей деятельности присутствует такой вид работы, как написание психологических заключений в случае развода родителей в целях определения места жительства ребенка. При этом в заключение даю рекомендации родителям по дальнейшему воспитанию детей в условиях, когда мама и папа живут отдельно и появления новых семей. Это связано со стабилизацией эмоционального фона ребенка, подтверждением чувства, что его еще любят и он нужен обоим родителям, а также, чтобы у ребенка не возникало чувство вины за развод родителей.

Провожу диагностические обследования по запросам органов опеки и попечительства на предмет психологического состояния ребенка, выявления личностных особенностей, жестокого обращения, психологического, сексуального насилия над ребенком.

При проведении психологической диагностики проективные методики дополняю стандартизированными тестами.

Большое внимание уделяю тренинговой работе. Тренинги («Киноклуб», «Психологический практикум для детей «группы риска»») проводятся с целью профориентации, развития коммуникативных навыков, понимания себя и окружающих. Вместе с тем, провожу тренинги в рамках областных акций, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ (ПАВ) и пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ).

Ежегодно осуществляю профилактическую деятельность с детьми «группы риска». Данная деятельность заключается в проведении тренинговых занятий с детьми «группы риска» в рамках «Психологического практикума», которые реализуются два раза в год с учениками из разных школ.

Актуальность работы по данному направлению связана с тем, что у данной категории наблюдаются следующие проблемы:

· низкий уровень контроля обучающихся над своим поведением и эмоциональными реакциями;

· двигательная расторможенность;

· низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность;

· слабый или недостаточный контроль со стороны родителей,

· недостаточное просвещение родителей в области воспитания и взаимопонимания с детьми;

· отсутствие у детей мотивации к учебной деятельности;

· проявление агрессивных реакций в поведении детей;

· семейные конфликты;

· проблемы в отношениях со сверстниками и противоположным полом;

· сложности в обучении.

В данном случае есть необходимость ориентации детей на хорошее и лучшее в жизни: выбор профессии и дальнейшая работа, адекватное построение своей собственной семьи, знания не только законных прав, но и обязанностей, развитие коммуникативных навыков.

Использование психодиагностических процедур, таких как: определение психолого-педагогического статуса ребенка, изучение его познавательной, мотивационной деятельности и эмоциональной сферы, исследование тревожности, агрессивности детей, таким образом, помогает осуществить психологическое сопровождение детей. Результаты исследований вношу в индивидуальные карты детей. На их основе строится работа в тренинговой группе с детьми «группы риска».

На основании запросов родителей провожу диагностику развития познавательных процессов, внутрисемейных отношений детей младшего школьного возраста. По результатам диагностики составляю индивидуальные диагностические карты. При консультировании родителей рассматриваю вопросы адекватных форм детско-родительских отношений, особенности поведения детей в трудных житейских ситуациях, перспективы развития взаимоотношений с подрастающими детьми, даю рекомендации.

В 2012-2013 гг. и 2013-2014 гг. проводила занятия на развитие познавательной сферы с детьми-инвалидами. Также в 2014 г. и 2017 г. принимала участие в организации городского фестиваля для детей-инвалидов «Мир равных возможностей».

Помимо этого в 2013-2014 учебном году было проведено занятие с элементами танцетерапии в рамках «Клуба для родителей детей-инвалидов», целью которого было снижение усталости родителей, а также помощь в снижении негативного эмоционального фона.

В 2013 г. провела беседы с родителями обучающихся среднего звена по профилактике суицида на родительских собраниях школ города.

Принимаю активное участие в работе ГМО, МО педагогических и методических объединений города. В 2015-2016 уч.г. выступления на методическом объединении педагогов-психологов школ были по следующим темам: «Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии», «Адаптация первоклассников, пятиклассников, десятиклассников». В течение 2016-2017 уч.г. темы выступлений на МО заключались в следующем: «Понятие конфликта», «Причины конфликтов» и «Этапы проведения процесса медиации».

В октябре 2015 года принимала участие в организации Городской межведомственной конференции для родителей «Роль семейного воспитания в профилактике употребления современных психоактивных веществ».

В 2016-2017 уч. г. начато обучение детей-волонтеров для работы в Школьных службах примирения.

Помимо этого в 2016-2017 гг. проведены с моим участием несколько семинаров:

1. Семинар по суицидальному поведению и группам смерти для специалистов и педагогов ОО «Суицид в подростковой среде».

2. Семинар по стрессоустойчивости в период экзаменов для специалистов и педагогов ОО с выступлением по теме «Профилактика экзаменационного стресса».

3. Семинар-совещание для специалистов образовательных организаций с привлечением ПДН ГОВД по теме «Что такое АУЕ и криминальные субкультуры».

В 2017-2018 г. выступала на методической площадке «Педагогическое сопровождение семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях дополнительного образования» в МБОО ДО ЦДО по теме «Выбор профессии как трудная жизненная ситуации. Дисфункциональные семьи».

В ходе работы собираю, систематизирую методическую литературу, накапливаю психологический инструментарии, создаю электронную библиотеку.

Отдельным направлением работы является проведение групповых занятий с дошкольниками в возрасте от 3 до 5 лет. В данном направлении разработана программа обучения детей. Целью данной программы является развитие речи ребенка, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических игр, упражнений и заданий, а также повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей. Эта работа обусловлена тем, что в последнее время число детей с речевыми нарушениями увеличивается. А толчковым механизмом к развитию речи и улучшению чистоты речи являются наши руки. Через движение и манипуляции с предметами ребенок научается говорить. При составлении программы и занятий взяты методы сенсорной интеграции в обучении. Сенсорная интеграция (сенсорная интеграционная терапия) - процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п. При возникновении нарушений обработки сенсорных сигналов появляются дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведенческих характеристиках ребенка.

Работа по данному направлению необходима потому, что дошкольный возраст наиболее продуктивный для усвоения сенсорных эталонов, работа с мелкими предметами позволяет научится ими оперировать, улучшить речь и подготовить руку к письму.

Скачать
opisanie_opyta_raboty_2017.pdf
Adobe Acrobat документ 243.7 KB